Возвращение Кугач-Михаил

Сергей Ервандович Кургинян. Лекция в Томске



Посмотрел лекцию Сергея Ервандовича Кургиняна, прочитанную им для студентов Томского Государственного Университета.



Информация изложенная в ходе лекции, на мой взгляд, становится всё более актуальной именно сейчас.

Как мне кажется, люди, ввиду событий прошедшего года, всё в большем количестве просыпаются от потребительской спячки.
Международная политика делается прямо у нас на пороге. Гибнут русские люди. Нацистская хунта планомерно проводит геноцид населения Украины.
Не обращать на это внимания и не задумываться о происходящем уже невозможно.

Теперь мысли каждого о своём будущем и будущем своих детей в конечном итоге сводятся к размышлениям о будущем России, о её месте и дальнейших действиях в этой клокочущей международной сваре. О том, какой будет наш ответ на мессианские притязания консолидированного Запада, явно несущегося в некую бездну, попутно затаскивая туда и весь мир.

И, что характерно, простого ответа нет.

Нет чёткой государственной идеологии. Нет единого понимания истории.
Нет последовательности в действиях государства: вчера было ВТО и стремление в Европу, планы по десоветизации, сейчас — резкое охлаждение отношений с "цивилизованным" Западом. Путин открыто говорит о невозможности приравнивания сталинизма к гитлеризму.

Наука не даёт ответов. Человек каждый год видит качественно новые, подчас ошеломляющие достижения в высоких технологиях, но при этом замечает, что с этими технологиями приходят и качественно новые проблемы, адекватных ответов на которые ему никто не даёт — ни эта же самая наука, ни кто бы то ни был ещё.

Человек решил принять православие, искать истину, основываясь на его многовековом опыте в осмыслении Евангелия, — но в Церкви очевидный раскол. Представители одной веры диаметрально противоположно смотрят на одни и те же события и вещи. Как относиться к советскому прошлому? Как относиться к Сталину? Как относиться к Власову? Как относиться к новым веяниям в искусстве, вроде "Тангейзера"?
Мнения, как ни удивительно, расходятся.

Вокруг, как модно говорить, — "всё сложно".

Беда в том, что человек мало того, что не может получить готовой целостной картины окружающей действительности, чтобы сделать какие-то выводы и найти свой путь, он ещё и непонимает как эту картину он может получить самостоятельно. Какие инструменты и подходы ему следует использовать?

В своей лекции Сергей Ервандович размышляет над этими вызовами и даёт ответы на них.

Начинается лекция с рассказа о назревшей необходимости в качественно новой науке и в чём эта новизна состоит.
О необходимости объединения эмоционального и рационального (левое и правое полушарие мозга). И что без такого гармоничного развития нет Человека.
О том, что когда-то отброшенный подход к осознанию окружающей действительности как чего-то цельного и живого через миф (целостный взгляд на мир заменён на "взгляд с трёх сторон": гносеологии, этики, эстетики), становится актуальным. Что более метод познания в духе "музыку я разъял как труп" не приемлем, так как, сыграв гигантскую роль в прошлом, он не способен отвечать актуальным запросам познания, что ведёт к превращению человечества в "обезьяну с гранатой", не способную отвечать за свои действия — настолько серьёзным становится разрыв между развитием возможностей человечества и его собственным, остановившимся развитием.
Упоминается актуальность исследований Гуссерля и феноменологии.

Развёрнуто рассказано о том, что такое коммунизм ("раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей"), что в этом смысле смогли сделать в СССР и чего сделать не смогли или не успели.

О чём реально говорил Дарвин (о важности социальности), и что говорили его последователи (социал-дарвинизм).

Об особой миссии России по спасению человечества. О сверхмодерне.
Об отличающейся от молодёжи европейской своей тягой к сложности молодёжи Российской (что и даёт, в числе прочего, основания России претендовать на мессианство).

Сергей Ервандович упоминает о "Сути времени", создававшейся именно как движение такой, думающей молодёжи, тянущейся к сложности.

Даётся анализ отличий западной цивилизации: Вебер, завершение проекта Модерн, постмодерн.

Отдельное внимание уделяется работам Карла Поппера.
О том, что именно имел в виду Поппер под "Открытым обществом", а именно: предельная атомизация, подавление любых зачатков коллективности, консолидации только при условии наличия внешней угрозы. И как неверно понимаются его труды в России.

Был поднят вопрос о наличии субъекта, воздействующего на глобальные общественные процессы — на примере Германии и США, где за 20-30 лет радикально менялось отношение к гомосексуализму.

Была затронута проблема потери русской идентичности новыми поколениями и упадком образования.

Завершилась лекция ответами на вопросы и призывом к созданию в Томске сообществ интеллектуальной молодёжи, тянущихся к сложности.

Сложно переоценить ценность таких лекций, так как количество ценных отсылок к различным источникам, исследованиям в них — велико.

Человек, желающий разобраться в происходящем и понять свой путь и путь своей страны, получает отличную отправную точку в своих изысканиях, а также возможность понять, кто его единомышленники.

Томск - крайне либерастический город. Удачи патриотам!